День 1

Проводить в мою 1000 миль высыпал весь понтон. Я была первой из рошельезцев, кто отправился проходить квалификацию. Французы отвязали мои швартовы, оттолкнули лодку ножкой и помахали на прощание, желая доброго пути.

Начало было положено, и обратного пути не было. Где-то там, впереди, через сотни миль и несколько дней меня ждет встреча с штормовым ветром в Кельтском море… Хотелось бы успеть проскочить и получить его попутно, а не встречкой. Но впереди еще и штили, которые могут замедлить меня на неизвестное время.

 

 

Уже знакомыми местами Кашаса бежит на север. Мимо Сабль д’Олонь, мимо острова Йе, мимо Бель Иля, туда, к далеким Англии и Ирландии.

Ночью возле Бель Иля навстречу идет регата одиночников. Судя по знакомым названиям яхт с нашего понтона понятно, что это группа SunFast 3200 – они больше нас, миников, и с симметричными спинакерами. Здесь их видимо-невидимо, надо не мешать, пойду мористее.

Из прогноза я знаю, что с юго-запада на Бискай ползет обширное усиление, которое должно зацепить меня ближе к дальним, северо-западным мысам Франции – у Уэссана. Очень хочется продвинуться быстрее, чтобы захватить лишь его край. Ветра в моей будущей предполагаемой точке обещают около 20-25 узлов с направлением запад/северо-запад – а это бейдевинд, который приятнее переживать при умеренных условиях.

 

 

День 2

Как бы то ни было, второй день моего путешествия мне не везло: куда ни пойду – все против захода, возьму риф – закиснет, отдам риф – раздует. Под вечер вокруг начали ходить облака с дождевыми сливами, цепляя меня то одним, то другим краем – заходы то справа, то слева, а то вообще с кормы. То дождь, то порыв, то полный штиль – и все сменяется в течение десятка минут. Автопилот наотрез отказался мириться с такими изменениями.

Обещанное усиление с запада пришло резко и сразу. Вот только что был порыв с правого борта из-под очередной тучи, а ветер вновь меняется – теперь он слева, и сразу 20 узлов практически с нуля. Вторая полка рифов была взята незамедлительно. Вскоре все устаканилось, направление ветра четко определилось, сила тоже. В ночь мы входим с 17 узлами фоном, полным стакселем и двумя рифами на гроте. Крена много, но жить можно.

Видимо, ветер удивился такой самонадеянности, и уже около часа ночи он плюнул мне в лицо порывом в 32 узла, как бы говоря: «А не обнаглели ли вы, мадам, так сказать? Проходить Бретань в ветренную ночь на полных передних парусах…. Эх, понаберут по объявлению – учи потом…». Намек был понят, и вот я уже скачу на баке в свете налобного фонарика, беру риф на стакселе, судорожно застегивая молнию на скрученной нижней шкаторине. Качает, тошнит. Очень вовремя, потому как уже через пару десятков минут уверенная тридцатка установилась фоном, с дождем и холодом, все как полагается. Отвернув от берега и разминувшись с пароходами, я легла спать – а что еще делать?

Ночные погоды и температуры здесь можно сравнить с Балтикой – дубак. Особенно если поливает сверху и снизу. Всю свою сбрую – непром, жилет, страховочный линь ты снять не можешь даже находясь внутри, т.к. должен быть как пионер – всегда готов.

Подрожав с полчаса на матрасе, мне пришла в голову светлая мысль: спинакер! Ох, это белое, мягкое, теплое облако сделало весь мой 1000-мильный трип! Было тепло, но этой ночью спалось тревожно – снаружи вой и грохот и трясет как на взлете.

 

 

День 3

А наутро все было хорошо. Умеренный ветерок, умеренная зыбь – около 2 метров, но длинная и комфортная.

Я постепенно продвигалась к цели, попеременно упражняясь с радио SRR и измеряя солнышко. В этот день я сделала первые три замера солнца для отчета и геометрических построений.

 

 

День 4

Закисло под утро четвертого дня. Всю ночь ветер умирал, умирал, и в утренних сумерках умер совсем. В таких случаях министы рубят паруса, чтобы не раздражали хлопками, и спокойно идут спать, оставляя AIS в режиме аларма. Если у берега – можно якорь кинуть, чтобы течением не сносило.

 

 

Ветер поднялся через пару часов, но, чтобы поверить в это, пришлось поднять паруса. На воде ни следа ряби – зеркало, но верховой ветер показывает уверенные 4,5 узла. Моя скорость в острый бакштаг под средним спинакером оказалась такой же.

Направление ветра не сходилось ни с одним из прогнозов, и было понятно, что счастье полного курса продолжится не долго. Так и получилось. Бакштаг все заострялся, и сменился полным бейдом, с которым удалось пересечь почти все 80 миль Ла-Манша.

 

Рыбаки

Отдельная история – рыбачки. Это какой-то подвох. Они не уступают никому и никогда – не важно ловят ли они рыбу или идут на базу без трала. На AIS это напоминает компьютерную игру – ты идешь себе, идешь, и вот тебе начинают попадаться все больше и больше треугольничков – рыбаков – значит, близко их логово! И если они на тебя носиками не смотрят, то можно успеть проскочить всю шайку, затаив дыхание. Но вот если они тебя увидели, то тут будь уверен – твой курс пересечется с каждым из них. Они, как маленькие монстрики, устремятся к тебе со всех сторон. При том те, что были дальше, ускорятся, а те, что вроде бы проходили, замедлятся. Я не знаю как у них так получается…

 

 

День 5

Миль за 10 до прохода между Сцилли и Вульф-роком начало крутить. Причем крутить начало все – и течение, и ветер, и меня. Ширина прохода – около 20 миль от камня до камня, 11 из которых занимает TSS – схема разделения движения судов, куда нам, парусникам, ни-ни. Остается 2 кусочка: восточнее TSS, ближе к основной Англии и мысу Land’s End – около 3 миль в ширину; и западнее TSS, ближе к островам Сцилли – 7 миль со знаменитыми камнями 7 Stones посередине. Восточный проход известен сильными течениями, западный поспокойнее. И задачку куда идти, надо разложить, принимая во внимание лавировку, крутящий ветер и течение, готовое вот-вот смениться на встречное. А еще пал туман. Англия! Добро пожаловать.

В общем, ближе к Сцилли пошла. Проскочила с попуткой.

 

 

День 6

Кельтское море встретило меня 40-узловым ветром в мордочку в час ночи. Обещали 25 фоном, до 33 на порывах… Дали 35-37 фоном, до 43 на порывах. Ну никому верить нельзя…

Как это ни странно, не смотря на объективно штормовой ветер и холод, Кельтское море я почувствовала уютным и домашним, каким-то родным. Я приветственно помахивала ему оранжевым носовым платочком штормового стакселя, а оно брызгами целовало меня в щеки и лезло на палубу обниматься – еще бы, почти год не виделись!

Во время шторма делать особо нечего, если ты хорошо и вовремя подготовился. А я подготовилась! Заранее плотно покушала, Рифы взяты, вещички на открене. Остается одно – на боковую.

Спасть в спинакере очень уютно! Он готов принять тебя любым – мокрым, холодным, только что вернувшимся со штормовой палубы. Он обволакивает и шуршит на ухо: «Не думай ни о чем, расслабься, отдохни… Да спи уже!..»

 

 

День 7

130 миль лавировки заняли ночь с ветрами около 40 узлов, весь следующий день – с фоном около 30, и еще одну ночь – 25-узловую.

На утро седьмого дня я проснулась и поняла, что снаружи наконец спокойно. Вылезла – а там так хорошо! Рассвет, 17 узлов ветра, пар изо рта, и уже видны берега Ирландии! 11 миль до самой важной поворотной точки – западного буя Кениберг. Фото на память!

 

 

Постепенно поменяв стаксели и, отдав все рифы, в окружении стайки дельфинов, я радостно шуршала к бую и достигла его в 8 утра по UTC. Развернулась, поставила женак (это так у нас код 0 называется), и устремилась обратно – к Англии, Ла-Маншу и берегам ставшей уже родной, Франции.

 

Дельфины

Мне кажется, ирландские дельфины выполняют контроль за участниками на огибаниях… Каждое мое огибание в Кельтском море (на всех Fastnet race, и сейчас) сопровождает стая дельфинов. Я, конечно, не параноик, но мне кажется, у них установлено дежурство…

 

 

Сейчас, перепечатывая свои записи из судового дневника, обнаружила, что последние двое суток у меня в голове шел день шестой )))

Так вот, день СЕДЬМОЙ был дан мне на то, чтобы прийти в себя после штормования. Как у Маленького принца – проснулся, привет в порядок себя – приведи в порядок свою планету. Я полностью высушила и вычистила Кашасу, сложила все ненужные пока паруса, и даже написала список работ на момент возвращения.

Галфвинд, женак, и сегодняшний день дал мне пока рекордную среднюю скорость по генералке – 6,5 узлов. Невиданное счастье для моего черепашьего забега!

 

День 8

Сцилли в обратную сторону проходила утром, после рассвета. Ночью были перетрубации с ветром, и пришлось несколько раз менять паруса – женак, стаксель, разворот ветра через нос на полный курс, медиум спи.

А вокруг темнота и огни – огни. Огни повсюду, на 360 градусов, и сверху, и снизу. Пароходы, рыбаки, звезды, струящиеся искры планктона – все слилось в круговорот сияния, и уже не понятно, где север, где юг, где море, а где небо.

Хорошая тренировка на ориентацию понимание себя в пространстве и времени.

 

 

В общем, к прохождению Сцилли установился все тот же галфвинд левого галса, что и до волшебной ночи, который дал мне возможность отоспаться после всего этого сияющего безобразия.

А в середине дня ветер отошел, усилился и под дробным А5 и рифом на гроте мы полетели. TWA 120, TWS до 21 узла, скорость максимальная 13, 5.

 

 

На закате обогнули TSS у Уэссанта и привелись на 40 градусов, пересекая судовой ход.

Большие пароходы – умнички, соблюдают правила и уступают даже такой мелочи под парусом, как я. 200-метровая махина меняет свой курс при опасном сближении, видя на экранах своего трансресивера:

CACHACA SOLO SAILOR

SAILING VESSEL

6 M LONG

3 M BEAM

 

День 9

Как я ни старалась соблюсти хронологию, потерялась во времени и днях… Судя по моей позиции это должен был быть день 8, но я насчитала его как день 9… Мистика.

Короче, в середине этого неисчислимого дня ожидало очередное великое стояние. От западной оконечности Франции отделилось штилевое пятно и накрыло меня после полудня, заставив опустить паруса и покорно дрейфовать по течению назад со скоростью 1,2 узла. Это был самый температурно теплый момент из всего путешествия, и я воспользовалась вынужденной паузой чтобы скинуть с себя четыре шкуры, из которых я не вылезала больше недели. Подставив плечи солнышку, села зашить грот – в районе лат-карманов он цеплялся за ликпаз при каждой манипуляции с рифами. Успела точно вовремя – пошла рябь с северо-западного направления, предвещая новый обещанный ветер и спинакер!

В течение ночи ветер заходил и заходил по часовой, и в один момент зашел аж на 50 градусов, подув чисто с берега, восток, а также усилился в среднем до 15 узлов, дав мне возможность остаток пути до банки Рошенбонн (второе фото на память) двигаться по прямой, лишь иногда делая мелкую настройку парусов.

 

 

День 10 (из 9,5), несуществующий

Банки я достигла около 15 -17 часов (банка с тремя буями, 10 миль в поперечнике). А там уже поджидала целая тусовка рыбачков! Всех прошла, со всеми разминулась.

Через 40 миль  - остров Ре, и интернет, и друзья, и поздравления!

Около 00:00 достигла точки виртуального финиша! В 1:30 на понтоне.

Хорошо ))))