фото (с) Anne Beaugé

 

 

Итак, купив лодку во Франции в 2018 году для участия в Mini-Transat-2019, наша команда встала перед вопросом – а как и где ее регистрировать? Очень хотелось ходить именно под русским флагом, но как правильно сделать регистрацию без ввоза на территорию России, мы на тот момент не знали.

 

Для нас были важны юридические вопросы, связанные со статусом лодки, поскольку лодка покупалась у частного лица – резидента Евросоюза, а ввозить ее в Россию мы не собирались. Также встали вопросы регистрации и получения лицензии на средства связи, получение MMSI номера.

 

Нам объясняли, что получить MMSI номер невозможно без государственной регистрации, регистрация в ГИМС оказалась невозможной без технического осмотра, который можно сделать только в России. Везти лодку в Россию для освидетельствования не было ни времени, ни денег, ни желания.

Сохранить французскую регистрацию мы не могли – нерезидент Евросоюза не может регистрировать судно во Франции (да и не всякий резидент имеет такое право). Мы с юристами рассматривали оформление некоммерческой организации во Франции, рассматривали открытие компании в Англии и Голландии. Брали в расчет опыт друзей и коллег, в течение месяца обзванивали всех своих знакомых, у кого уже был опыт покупки и регистрации яхт за границей. Но нужного пути все не находилось. Все советы опытных товарищей были применимы для больших яхт, но наш случай оказался совершенно особенным.

 

Mini - лодочка очень маленькая, всего 6,5 метров в длину, и регистрация во Франции для таких лодок упрощена. Мы подумали, что и в российском законодательстве тоже, в общем-то, есть упрощенная система для небольших спортботов… 

 

В итоге сама регистрация в Спортсудорегистре оказалась совсем несложной и недорогой, но вот с получением MMSI номера без судового билета ГИМС нам пришлось повозиться. В итоге все удалось и первый Mini под русским флагом бороздил Атлантику.

 

Чтобы наш опыт не пропал даром, мы решили им поделиться здесь.

 

 

Российское законодательство в отношении парусных яхт и маломерных судов вообще настолько запутанно, что в нем с трудом разбираются даже специалисты. Поэтому придется начать с некоторых объяснений.

 

Во-первых, в российском законодательстве вообще нет понятия «парусная яхта». Есть «маломерное судно» и «парусное спортивное судно», и эти понятия пересекаются.

Как это выглядит с точки зрения Кодекса торгового мореплавания (КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта (КВВТ), показано на рисунке 1

 

 

Рис. 1 Схема поднадзорности маломерных судов разных типов и назначений (Василий Алексеев сам нарисовал)

 

 

При этом четкого определения, что такое спортивное парусное судно, в законе нет. Спортивным называется судно, специально построенное или переоборудованное для занятий спортом, включая гонки и тренировки. По сути, каждый владелец может сам решить, спортивная у него яхта, или прогулочная. В зависимости от этого будет решаться вопрос регистрации яхты.

 

Если вы решили, что у вас яхта спортивная, то для участия в соревнованиях вы должны регистрировать ее в спортивном судовом регистре ВФПС (Спортсудорегистре). В результате вы получаете спортивный судовой билет, который признается во всем мире для участия в гонках. Цена удовольствия – 1000 рублей для килевой яхты, и 500 рублей для швертбота. Но эта регистрация не имеет статуса государственной.

 

Если же длина вашей яхты больше 9 м, или если у вас есть стационарный двигатель, то, кроме спортивной регистрации, вы должны зарегистрировать свою яхту в Минтрансе (получить документы Морского Регистра о годности к плаванию, и зарегистрировать яхту в Государственном судовом реестре). И вот здесь начинаются сложности.

Работники Регистра всех уровней совершенно не заинтересованы в том, чтобы выдавать яхтам свидетельство. Сделав это, они берут на себя ответственность за то, в чем они совершенно не разбираются, за действия людей, которые они не могут контролировать – а последствия для них в случае аварии яхты могут быть самыми серьезными, вплоть до неба в клетку. Правила и процедуры Регистра легко дают им такую возможность. Хотя сами по себе правила Регистра для спортивных яхт вполне разумны и выполнимы, поскольку списаны со Специальных правил Международной парусной федерации, но особых правил для яхт по процедурам освидетельствования, наличию сертификатов на все оборудование и снабжение и т.д. нет, поэтому с вас могут требовать документы, акты, расчеты и прочее до тех пор, пока вы не плюнете на все и не уйдете.

 

С другой стороны,  если вы хотите получить документ об отказе в гос. регистрации, то вы его легко получите, лишь бы длина корпуса яхты была меньше 9 м. Несмотря на то, что в Кодексах написано, что не подлежат регистрации яхты длиной до 9 м, не имеющие двигателей и мест для отдыха, Регистр с удовольствием даст заключение, что ваш мотор не является двигателем в смысле Правил Регистра (т.к. не соответствует требованиям Регистра к судовым двигателям), а ваши койки не являются местами для отдыха, поскольку не соответствуют Санитарным правилам для морских судов.

 

 

Если же вы решите упростить себе жизнь, заявить, что у вас прогулочная яхта, и сдаться в ГИМС, то вы попадаете в ловушку.

С одной стороны, процедура регистрации в ГИМС гораздо проще, чем в Минтрансе: с вас не будут, скорее всего, требовать кучу расчетов, актов и сертификатов; все вопросы решает один инспектор. Зато вы попадаете в зависимость от квалификации, добросовестности и хорошего настроения этого инспектора. В отличие от Регистра, где есть единые правила и процедуры, и вы можете доказывать свою правоту вплоть до Главного Управления, в ГИМС каждый инспектор – царь и бог на своем участке, и в случае несогласия с ним вы можете разве что попытаться уйти в другой регион.

 

Кроме того, у ГИМС нет никакой нормативно-технической документации для парусных яхт. Единственный документ, которым должен руководствоваться инспектор ГИМС – это Технический регламент о безопасности маломерных судов. Но этот регламент распространяется только на вновь построенные серийные суда, выпускаемые в обращение (т.е. на продажу). Если вы пришли с ГИМС со старым судном, с самостроем, или вообще вы – владелец, а не строитель, то требования этого регламента на вас не распространяются. Еще хуже, что этот регламент ориентирован только на моторные суда, там нет ни слова о парусных яхтах, зато там сотни технических и юридических ошибок, из-за чего применять этот документ на практике невозможно. И инспектор оказывается в тупике: с одной стороны, он обязан зарегистрировать вашу яхту и назначить ей район плавания, а с другой – он не знает, как это сделать. Отсюда так много случаев, когда яхте занижают разрешенный район плавания до абсурда (например, «четвертьтоннику» дают разрешение на плавание в пределах 5 миль от берега, а яхте, прошедшей кругосветку, вообще отказывают в разрешении на плавание). Соглашаясь на такое ограничение, вы заведомо становитесь нарушителем, и попадаете в зависимость от настроения следующего инспектора: посмотрит он сквозь пальцы на ваше нарушение, выпишет штраф или отправит на штрафстоянку…

 

Еще одна проблема, связанная с регистрацией яхты в ГИМС – это формальная невозможность участия в официальных соревнованиях в России. Дело в том, что официальные соревнования (соревнования Минспорта) могут проводиться только в признанных Минспортом спортивных классах. А если ваша яхта принадлежит к какому-то спортивному классу, значит, это спортивная яхта, и она не должна регистрироваться в ГИМС. В большинстве регионов на это смотрят сквозь пальцы, но есть и противоположные прецеденты. Несколько лет назад ГИМС пытался запретить проведение международного матч-рейса «Кубок Конгресса» в Санкт-Петербурге: предоставленные для гонок яхты были зарегистрированы в ГИМС, а у иностранных участников, естественно, не было судоводительских удостоверений ГИМС. Три года назад в Новосибирске суд запретил яхтам, зарегистрированным в ГИМС, участвовать в официальных соревнованиях, на основании заявления прокуратуры.  На Белом море по той же причине уже несколько лет все соревнования называют «парусными фестивалями». Список можно продолжить…

 

 

Резюмируя все сказанное, мы бы рекомендовали для регистрации яхт в России следующее:

 

Для яхт длиной до 9 м – однозначно только спортивная регистрация. Нужно не полениться, и получить у капитана ближайшего порта отказ в гос. регистрации. Когда мы оформляли регистрацию для Опен-800 «Квартет», у нас это заняло 2 раза по пол дня, и 5 000 руб. за визит инспектора Регистра на яхту (техническое освидетельствование). Имея эту бумажку, вы можете вежливо посылать любого инспектора обратно со словами, что вы будете разговаривать только с инспектором Транснадзора. А тот до вас точно никогда не доберется: у них самолеты каждую неделю падают, а вы тут с какими-то яхтами пристали…

 

Если яхта длиннее 9 м, то все зависит от ситуации в вашем конкретном регионе. Если рядом с вами есть инспекция Регистра, а вы – человек технически грамотный, и способны сами или с чьей-то помощью подготовить все расчеты и чертежи – то почему бы и не попробовать получить документы Регистра? Во этом случае вы будете избавлены от проблем, связанных с регистрацией в ГИМС, о которых мы писали раньше. Если же Регистр далеко, а ГИМС лоялен к яхтсменам, то почему бы и не зарегистрироваться в ГИМС? Надо только помнить, что согласие с инспекторами ГИМС в Москве не гарантирует отсутствие придирок в Ростове или Санкт-Петербурге.

 

 

Оценив все за и против, мы решили, что для Mini под российским флагом нам достаточно спортивной регистрации в ВФПС. В этом мнении нас также укрепило письмо капитана порта Санкт-Петербург о том, что он считает все подобные яхты не подлежащими государственной регистрации.

 

 

 

 

Что нужно для спортивной регистрации:

  1. Заявление о регистрации, подписанное собственником (оригинал)     
  2. Документы, подтверждающие право собственности (копия). Это может быть договор купли-продажи, дарения, акт наследования, при самостоятельной постройке - акт постройки с приложением чеков на материалы, и т.д. Если вы приобрели яхту у физического лица, то достаточно договора в простой письменной форме. Но не забывайте, что либо непосредственно в договоре должно быть указано, что деньги уплачены, и яхта переходит в руки нового собственника при подписании договора, либо должен быть отдельный акт приема - передачи. Если вы приобрели яхту за рубежом и ввезли ее в Россию, то должны быть документы таможни, подтверждающие, что яхта ввезена легально.
  3. Документы, подтверждающие, что яхта спортивная. Проще всего, если имеется мерительное свидетельство признанного ВФПС или Минспортом класса, другого класса, признанного World Sailing (WS) или международного или даже национального класса. Однако мы уже говорили, что понятие «спортивное судно» в КТМ и КВВТвключает суда, предназначенные специально для тренировок. Это позволяет признавать спортивными яхты, не принадлежащие к какому-либо классу, при условии, что они используются в первую очередь для тренировок, а не как прогулочные, и соответствуют Специальным правилам WS по конструкции и оборудованию яхт (WS OSR).
  4. Если яхта не имеет действительного мерительного свидетельства какого-либо признанного класса, то она должна, по крайней мере, соответствовать требованиям Специальных правил WS. Это может подтверждаться следующим образом:

     - Маркировкой СЕ для европейских яхт. В Европе яхты строятся в соответствии с системой стандартов ISO Small Craft; соответствие этой системе отмечается маркировкой СЕ. Между системой стандартов ISO и Специальными правилами WS существует соответствие в части прочности и остойчивости, поэтому по категории СЕ нетрудно установить категорию WS OSR.

     - Актом осмотра, составленным независимым сюрвейером. За рубежом, как правило, при продаже яхты ее осматривает сюрвейер страховой компании; акт такого осмотра можно использовать для подтверждения соответствия.

     - Актом осмотра, составленным владельцем. В этом случае каждый пункт акта должен подтверждаться фотографиями.

  5. Квитанция об уплате регистрационного взноса в ВФПС (реквизиты можно найти на сайте ВФПС). В квитанции должно быть указано «за регистрацию яхты такой-то».

     

     

    Надо помнить, что спортивная регистрация яхт – не государственная. Хотя в большинстве стран Европы государственная регистрация парусных яхт не требуется, но, например, АИС и радиостанция могут быть зарегистрированы только на яхту, имеющую государственную регистрацию или документ об официальном отказе в регистрации; кое-где требуется государственная лицензия радиооператора.

     

     

    Теперь о государственной регистрации яхт.

    За три года, прошедшие с тех пор, как мы регистрировали «Кашасу», отношение Морского Регистра к парусным яхтам неожиданно изменилось.  Первой неожиданной для нас ласточкой стало получение в прошлом году государственной регистрации фрегатом «Штандарт». Фрегат был зарегистрирован, как парусное спортивное судно. Действительно, с юридической точки зрения «Штандарт» - просто большая яхта. Проблема была в том, что он большой и необычный; в Регистре не было специальных процедур для освидетельствования парусных судов, и никто не хотел брать на себя ответственность за выдачу документов такому необычному судну. Владимир Мартусь боролся за признание 20 лет, но капля камень точит, и, наконец, свершилось!

     

    Несколько лет назад Морской регистр издал Правила классификации и освидетельствований маломерных судов (нд № 2-020101-147), в которых появилась прямая ссылка на Специальные правила WS:

    3.1.1. Классификация  маломерных судов (МС)  осуществляется  без  выдачи классификационного  свидетельства  и  без  присвоения  класса  Российского  морского регистра судоходства:

    3.1.2  МС,  спроектированному  или  построенному  с  учетом  требований  и имеющему документы, подтверждающие соответствие требованиям:

    государственных (национальных) стандартов Российской Федерации (ГОСТ);

    Директивы  2013/53/ЕС, Международной организации по стандартизации (ИСО); …

    … Специальных  правил  Международной  федерации  парусного  спорта  (ИСАФ) для морских гонок;…

               

    Упомянутые государственные стандарты РФ для маломерных судов, за небольшим исключением – это переведенные и адаптированные стандарты ISO. Их преимущество в том, что за подтверждением соответствия этим стандартам не нужно обращаться к европейским классификационным обществам.

     

    Прорыв здесь – это признание Специальных правил WS (оригинал этих правил на английском языке размещен на сайте Международной парусной федерации https://www.sailing.org/isaf/home.php; русский официальные перевод – на сайте межрегиональной ассоциации класса ORC http://orcnw.ru/rules). Десять лет назад при разработке Правил проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации спортивных парусных судов, а также изготовления материалов и изделий для установки на спортивных парусных судах (НД № 2-020401-001) юристы Минтранса отказались включать эту ссылку на том основании, что государственные органы не могут ссылаться на правила общественной организации.

     

    Эти Правила СПС допускают классификацию яхт не только на основании сертификатов СЕ, но и на основании письменного заявления проектанта и строителя, что спортивное парусное судно спроектировано, построено, модифицировано, отремонтировано в соответствии со стандартом ИСО или иного классификационного общества. Однако до недавних пор эта норма была «мертвой», поскольку Регистр не готов был принимать документы, разработанные организациями, не имеющими признания (по сути – лицензии на проектирование, строительство или сюрвей)  Регистра.

     

    Однако сейчас Морской регистр готов классифицировать парусные яхты на основании актов технического освидетельствования, составленных инспекторами Спортсудорегистра в соответствии с требованиями WS OSR. Это – большое достижение, и, на наш взгляд, большим спортивным яхтам стоит этим воспользоваться.

     

    Другой путь – это реклассификация судов, ранее зарегистрированных в ГИМС. По правилам классификации МС судну, ранее зарегистрированному в ГИМС, при переходе под надзор Минтранса присваивается та же категория плавания, какую оно имело в ГИМС, после несложного тех.осмотра. Получить судовой билет ГИМС и потом перейти под Регистр заметно проще, чем строить судно под надзором Регистра. Дело в том, что ГИМС не требует, чтобы судно строилось под его надзором признанным строителем; перечень документов, требуемых ГИМС, тоже заметно короче, чем у Регистра. Он содержится в Методических рекомендациях о порядке проведения ГИМС МЧС классификации МС (письмо МЧС от 27.09.2016 №29/1-1-1731), и включает общее описание яхты, чертежи конструкции, систем и устройств, расчеты остойчивости и непотопляемости, схемы расположения основного оборудования, и т.д. – всего больше 30 документов. Большая часть документов из этого списка неприменимы для парусных яхт; кроме того, сохраняется вечная проблема ГИМС – неграмотность инспекторов, большинство из которых не в состоянии прочитать и понять эти документы. Но хотя бы стал понятен путь, которым можно идти.

     

     

    О том, как мы боролись за получение номера MMSI для яхты без государственной регистрации, мы расскажем в следующей статье. Оставайтесь с нами 😊