Эта статья была подготовлена для журнала Yacht Russia и опубликована в номере 12 в декабре 2017 года.

 

Как пишут сами организаторы Мини Трансата, надо быть «очень странной рыбой», чтобы принимать участие в этой регате. Два года жертвоприношений и финансовых вложений, упорного труда, тренировок и борьбы, но каждый участник понимает, что его гонка может резко и насовсем закончиться из-за любой более или менее серьезной поломки на перегруженной парусами лодке. Каждый раз комок волнения растет в животе любого шкипера, когда ветер начинает усиливаться.

 

МИНИ ТРАНСАТ 2017

 

Если говорить о гонке в целом, то первый этап характеризовался сравнительно слабыми ветрами, а почти двое суток после старта, в Бискайском заливе была откровенная лавировка. Это и стало причиной столь неожиданных результатов в прото-флоте. И именно поэтому лидеры серийного флота отстали от протиков всего на 4 с небольшим часа. Из-за умеренных ветров, которые часто бывали также встречными, первый этап стал одним из самых продолжительных за всю историю Мини-Трансата - 9 дней и 23 часа потребовалось лидерам дивизиона прото для прохождения дистанции в 1300 морских миль, и за 14 дней и 15 часов добрался последний участник серийного флота, уложившийся в контрольное время.

 

 

К большому сожалению, еще на первом этапе сошли Маттео Рустикали (444, прото) – он сломал мачту в самом начале первого этапа и Лука Сабиу (538, серия), который активировал маячок бедствия и получил помощь от испанских военных. Фредерик Гэрин (614, прото) был вынужден сделать остановку в Ла-Коруне для ремонта, и не смог уложиться в контрольное время, которое для первого этапа составляло 6 суток после финиша первой лодки, но на старт основного этапа гонки все-таки вышел с намерением пройти маршрут полностью! К слову сказать, на своей далеко не новой лодке он держался молодцом – на грани первой десятки. Фред – самый возрастной гонщик из всего флота, ему 62 года, и это его четвертый Мини-Трансат, который он смог закончить не смотря ни на что. Его результат идет вне зачета, но, в Ле-Марен его встречали так же тепло, как и остальных!

 

 

Первый этап Ла-Рошель – Лас-Пальмас. Драма на финише

На самом финише первого этапа разыгралась настоящая драма. Всего 113 секунд не хватило французу Артуру Леопольд-Леже (709, Antal-XPO), чтобы скинуть с пьедестала действующего чемпиона Франции среди одиночек и победителя практически всех регат класса Mini 6.5 Яна Липински (869, Griffon). Артур показал свои серьезные намерения с самого старта в Ля-Рашель, далее были серьезные перестановки в рейтинге флота, но еще за пару сотен миль до финиша он снова лидировал, однако, тактически более верная позиция Яна все-таки привела его к победе. Но 113 секунд выигрыша на дистанции 1300 миль! Как писал Виктор Гюго, «Пуля прошла так близко, что его шляпа упала…». К слову сказать, обладателям «ванночек»- скоу было достаточно сложно использовать преимущества своих лодок на данном этапе, ведь все те плюсы, которые дают подобные обводы (см YR #102/11, ноябрь), раскрываются лишь при более сильных ветрах. И совсем грустно было Квентину Вламнику, шкиперу крылатой Arkema (900) – при таких условиях крылья давали больше сопротивления, чем прибавки в скорости, и вес лодки стал иметь очень большое значение, а Arkema со всем своим техническим потенциалом весит на пару сотен килограмм больше любой другой лодки дивизиона. В итоге первая пятерка прото флота состоит практически только из лодок с классическими острыми форштевнями.

 

 

 

На первом этапе в процессе гонки среди серийных лодок лидерство переходило 7 раз от одного спортсмена к другому. Фаворит рейтинга Ассоциации класса, 21-летний Эрван Ле-Драулек (895, проект Pogo3), в итоге не смог подняться на подиум, уступив первое место швейцарцу Валентину Готье (903, проект Pogo3), второе Реми Обрун (868, проект Pogo3) и третье Кларисс Кремер (902, проект Pogo3). Стоит также обратить особое внимание на успешное выступление итальянца Амброгио Беккарии (539, проект Pogo2) и француза Фредерика Моро (455, проект Pogo2), которые заняли шестое и седьмое места соответственно. Финиш первого этапа в серии был очень плотным. У Валентина Готье сформировалось небольшое преимущество над остальной частью подиума - всего чуть более двух часов. И всего семь часов отделяло второго и двадцать первого шкипера.

 

Результаты после первого этапа

Серия:

 

Место Номер лодки Команда Шкипер Время на дистанции
1 SUI 903 SHAMAN-BANQUE DU LEMAN  Valentin Gautier 10 д. 03:40:29
2 FRA 868 ALTERNATIVE SAILING-CONSTRUCLION DU BELON Remi Aubrun 10 д. 06:00:32
3 FRA 902 TBS Clarisse Cremer 10 д. 06:08:23
4 FRA 895 EMILE HENRY Erwan Le Draoulec 10 д. 06:24:15
5 FRA 915 CACHACA II Benoit Sineau 10 д. 07:10:35
6 SUI 539 ALLAGRANDE AMBECO Amborgio Beccaria 10 д. 07:50:55
7 GER 455 PETIT AUGUSTE ET CIE Frederic Moreau 10 д. 08:47:30
8 FRA 887 BLUE ORANGE-FAIR RETAIL Pierre Chedeville 10 д. 09:05:47
9 FRA 906 DRAGOBERT Yannick Le Clech 10 д. 09:08:45
10 FRA 909

KERHIS-CERFRANCE

Tanguy Bouroullec 10 д. 09:28:00

 

 

Прото:

 

Место Номер лодки Команда Шкипер Время на дистанции
1 FRA 865 GRIFFON Ian Lipinski 9 д. 23:22:12
2 FRA 709 ANTAL-XPO Arthur Leopold-Leger 9 д. 23:24:05
3 FRA 800 ROUSSEAU CLOTURE Erwan Le Mene 10 д. 05:32:44
4 FRA 716 SPICEE.COM Romain Bolzinger 10 д. 06:29:57
5 FRA 679 TEAMWORK Aurelien Poisson 10 д. 06:59:35
6 SUI 888 EIGHT CUBE SERSA Simon Koster 10 д. 07:09:30
7 GER 934 LILLIENTHAL Jorg Riechers 10 д. 08:09:25
8 FRA 788 REGION GUAGELOUPE Keni Piperol 10 д. 09:12:15
9 FRA 814 PROJET PIONEER Patrick Jaffre 10 д. 09:23:14
10 FRA 802 OPTIGESTION FEMMES DE BRETAGNE Charlotte Mery De Bellegarde

10 д. 10:39:10

 

Ян Липински: «Я хочу выиграть этот Мини-Трнсат, и понятно, что я должен финишировать во втором этапе перед Артуром Леже, или хотя бы прийти с отставанием менее чем за 113 секунд (смеется). В отношении следующего ближайшего конкурента я чувствую себя более спокойно, поскольку у меня есть немного больше времени, которым я могу рискнуть, между нами с Эрваном Ле-Мене 6 часов разницы. 6 часов - это много, но в то же время, приближаясь к Карибским островам, мы можем легко потерять 6 часов в безветрии! В моей голове сидит мысль, что, если я хочу выиграть этот Мини-Трансат, я должен выиграть и второй этап.

Если мы получим пассаты, которые дуют со скоростью более 20 узлов, то, да, я могу оторваться от конкурентов. Мы видели это на первом этапе. С другой стороны, если бедет дуть 10-15 узлов, у меня нет никакого преимущества перед Артуром, Эрваном или даже Роменом Бользингером. В любом случае мой Griffon.fr готов - проблемы с автопилотом, которые были на первом этапе, исправлены. Все в порядке.»

 

 

Кларисс Кремер: «Почти 3000 миль (5400 км) впереди у нас с моей маленькой шести с половиной метровой лодкой. Я стараюсь не думать слишком много, и буду проживать каждый день один за другим. Почти три недели я буду идти к своей цели, и говорю вам: "Скоро увидимся!"»

 

 

Второй этап Лас-Пальмас – Ле-Марен. Юг или север?

78 из 81 гонщика успешно добрались до финиша первого этапа гонки Мини-Трансат в Лас-Пальмасе. И, значит, 78 яхт продолжили борьбу за первое место во втором, трансатлантическом этапе.

Стартовав 1 ноября в Лас-Пальмасе, основной маршрут Мини-Трансат был проложен сначала на юго-запад, с обязательным прохождением ворот между двумя островами архипелага Кабо Верде (Санту-Антан и Сан-Висенте) и далее почти на чистый запад к берегу острова Мартиника в карибском бассейне. Решение спуститься к Кабо-Верде было принято организаторами регаты незадолго до старта второго этапа. Метеорологи прогнозировали прохождение тропического шторма в северной части маршрута гонки и на момент старта вероятность того, что прогноз сбудется была 20%. Этот крюк добавил более 200 миль к общей дистанции, но, по расчетам, спустившись вниз до уверенных пассатов, яхтсмены будут находиться достаточно далеко от прогнозируемого центра низкого давления и в большей безопасности по сравнению с прямой Лас-Пальмас – Ле-Марен, ведь соблазна пройти более штормовым и рискованным северным маршрутом уже практически не будет. Конечно, проход через острова Кабо-Верде несколько изменил стратегический тон гонки. Некоторые шкиперы надеялись на широкое открытое поле и большую вариацию стратегических решений, но теперь они были вынуждены прибегнуть к более искусной навигации и тактической борьбе.

На втором этапе, на участке от Канарских островов до Кабо Верде ветра были уже стабильнее и крепче – до 25 узлов, и выиграл берег. После прохождения островов большая часть флота направилась на север в поисках заходов и отголосков обещанного шторма, и эта стратегия полностью оправдала себя для первой половины Атлантики. Ветер на юге был, но на севере ребята поймали заход и смогли повернуть с лучшим углом. На протяжении всей дистанции наблюдалась так называемая «растяжка» - первые уходили, последние отставали. Но совершенно неожиданно за 500-800 миль до финиша начал работать юг, и те немногие, кто рискнул спуститься ниже генералки, смогли отыграть потери, а некоторые даже вмешаться в тройку лидеров! К моменту финиша абсолютного победителя, лидерам серийного дивизиона оставалось пройти около 300 миль.

Следя за ходом трансатлантического этапа, мы снова наблюдали достаточно много поломок, в основном связанных с системами управления и бушпритами. Многие шкиперы успевали справиться с ними, не прекращая гонки и в кратчайшие сроки, но некоторым пришлось сделать пит-стоп в Миндело. Мачту сломал румынец Наку Дорел (412, прото). Он починился, зайдя в порт-убежище, после чего продолжил гонку преследования, но ветровые условия уже не те.

 

 

Эрван Ле-Мене (прото 800) был вынужден прекратить гонку и сойти, не доходя до Кабо-Верде. Его лодка налетела на что-то в воде, предположительно на большую рыбу или кита, и от удара в перо руля у нее вырвало кусок транца. Эрван показывал очень хорошие результаты и имел все шансы быть в первой пятерке.

В середине Атлантики сломал мачту Роман Болзингер (прото 716). К нему поспешили суда сопровождения, но Роман принял решение продолжать гонку своими силами, поставив паруса на остатке мачты.

Также мачта упала у Жюльена Мизрахи (832).

 

 

Мы очень сочувствуем тем, кто был вынужден прекратить состязание и тем, кто не может претендовать на приличный результат из-за поломок, но, все-таки для Мини-Трансата столь небольшое количество сошедших с гонки– это успех, который был достигнут в первую очередь благодаря тому, что все большее внимание уделяется технической подготовке.

 

Что у лидеров?

На второй день после старта второго этапа Артуру Леопольд-Леже сильно не повезло … Несколько часов он был вынужден заниматься починкой руля, и старался держаться поближе к берегу, чтобы иметь возможность зайти в укрытие. Это промедление настолько сильно отбросило его назад, что восстановиться он уже не смог, и оказался далеко во втором десятке. В основную же борьбу вступили те самые скоу. От Кабо Верде Ян Липински ни на минуту не дал усомниться в своем лидерстве – он так и прошел до Мартиники во главе всего флота. Буквально на последних сотнях миль второе место у Саймона Костера вырвал немец Йорг Рейчарс, поймав более сильный ветер южнее генералки. И только шестым пришла Аркема, поставив конструкторам новую задачу по оптимизации технических новшеств.

В серийном флоте на втором этапе после прохождения ворот Кабо-Верде, все-таки вырвался на ожидаемое первое место молодой Эрван Ле-Драулек, медленно, но верно наращивая отрыв от преследователей. Кларисс Кремер всю дорогу буквально дышала ему в спину, неотступно следуя за ним. Так же, как и в прото-флоте, стратегически лидеры заняли северную позицию, максимально поднявшись на север на 500 миль от генералки. 23-летний Танги Буруллек (909, проект Pogo3), бывший лидером флота еще на Кабо-Верде, не смог смириться с тем, что начал отставать при прочих равных, и принял решение спуститься на юг в поисках более сильного и устойчивого ветра. За двое суток он спустился на 210 миль ниже генералки и, к середине Атлантики, потерял на этом больше 160 миль относительно лидера и 7 мест. Но на последней трети дистанции юг заработал и вернул Танги в тройку, сделав его борьбу с Кларисс очень острой и добавив интриги. На протяжении последних 200 миль перед финишем они боролись, периодически обгоняя друг друга. Могу себе только представить, каково это – постоянно видеть своего соперника в 2-5 милях неподалеку. Кларисс сохраняла чуть более северную позицию, Танги - южную. В итоге, уже на последних десятках миль север выиграл, откинув Буруллека аж на 4 место. Третьим финишировал француз Бенуа Сино (915, проект Pogo3).

Среди серийных проектов, можно констатировать однозначную победу производителя Pogo, в первой десятке рейтинга по итогам обоих этапов оказались исключительно лодки, спроектированные и построенные на его верфях - как свежие, проекта Pogo3, так и старые добрые Pogo2.

 

Результаты после второго этапа

Серия:

 

Место Номер лодки Команда Шкипер Время на дистанции
1 FRA 895 EMILE HENRY Erwan Le Draoulec 14 д. 12:42:15
2 FRA 902 TBS Clarisse Cremer 14 д. 23:14:47
3 FRA 915 CACHACA II Benoit Sineau 15 д. 01:11:20
4 FRA 909 KERHIS-CERFRANCE Tanguy Bouroullec 15 д. 01:28:17
5 IRL 910 OFFSHORESAILING.FR Thomas Dolan 15 д. 01:49:10

 

 

Место Номер лодки Команда Шкипер Время на дистанции
1 FRA 865 GRIFFON Ian Lipinski 13 д. 00:22:34
2 GER 934 LILLIENTHAL Jorg Riechers 13 д. 12:04:46
3 SUI 888 EIGHT CUBE SERSA Simon Koster 13 д. 22:56:10
4 ITA 931 SIDERAL Andrea Fornaro 14 д. 03:50:10
5 FRA 788 REGION GUAGELOUPE Keni Piperol 14 д. 11:11:15

 

Люди

Участники Мини-Трансата – это действительно «странные рыбы», настоящие оторвы, и один другого стоят. Наку Дорел еще 25 лет назад бежал из родной Румынии, где жил в небольшой деревушке в Карпатах, незаконно пересек границу, спрятавшись в грузовом поезде, добрался автостопом до Марселя, где просил убежища и влюбился в море. Вианни Десвиньеса - виртуозный пианист и студент, в свои 24 года впервые пустился в столь дальнее плавание. Он идет под аккомпанемент любимых композиторов - Брамса, Рахманинова и Шопена. Лина Риксгенс, опытная швертботистка, совершила 2 своих первых трансата (туда и обратно) еще в 15 лет, на большой классической яхте; для участия в Мини-Трансате, студентка медицинского факультета взяла академический отпуск, и намерена вернуться к учебе, если «вирус Мини» не поглотит ее полностью, конечно.

12% всех шкиперов, вышедших на старт – женщины. Они выступают на равных с мужчинами, в очередной раз доказывая, что Мини-Трансат – это гонка, где все имеют равные шансы на победу. Второе место по общему итогу заняла Кларисс Кремер в 2017 году, в 2013 также финишировала второй в серийном флоте Жюстин Меттро, Изабель Йошке была победительницей первого этапа в 2007. Женщины уже готовы встать на высшую ступень пьедестала.

Поражает возраст лидеров и шкиперов в целом… 21 год Эрвану Ле-Драулек, лидеру серийного флота, 21 год спортсмену из Гваделупы Кени Пиперолю, 23 самой юной немецкой спортсменке Лине Риксгенс, 25 – Квентину Вламнику на Арекма, 27 – Кларисс Кремер, 23 – Танги Буруллек, 30 лет Валентину Готье, 29 лет Саймону Костеру, 32 года Артуру Леопольд-Леже и всего 36 самому прорывному парню Яну Липински.

В 2019 году мы надеемся болеть уже за наших, российских ребят. Сразу несколько шкиперов заявили о своем желании выйти на старт в 2019 году, и готовят свои проекты. Впервые за всю историю Мини-Трансата в 2013 году Россию представлял профессиональный спортсмен Юрий Фирсов.